Маркелова Лидия Владимировна
Согреть заботой детское сердечко –
пусть эта мысль не так уж и нова,
Но в этом мире, сложном бесконечно,
на помощь к детям мы придем всегда.
Социальный педагог в дошкольном учреждении.
В нашем детском саду работает социальный педагог. Но мало кто знает чем и как занимается социальный педагог в детском саду. В чем видит результаты своей деятельности? Как координирует свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, психологом). Все эти и многие другие вопросы возникают у родителей и педагогов.
Социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям и родителям.
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
—роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами : (консультации; анкетирование ; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы» с родителями).
С родителями: (анкетирование; индивидуальные беседы; посещения на дому; «круглые столы»; родительские собрания; родительская гостиная).
С детьми: (интервьюирование; занятия по правам ребенка; театрализованные постановки по защите прав ребенка; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами: (комиссия по делам несовершеннолетних (КДН); отдел по делам несовершеннолетних (ОДН); детская поликлиника; детская библиотека; отдел опеки и попечительства Муниципалитета; школа; психологические центры).
Занятия социального педагога проводятся по концепции и программе социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Коломийченко Л.В. "Дорогую добра"
Общие сведения о педагоге
ФИО: Маркелова Лидия Владимировна
Дата рождения: 21.12.1985 г.
Должность: Социальный педагог
Образование: Высшее НИЕВ г.Москва
Место работы: МДОУ д/с №14 г. Маркса Саратовской области
Общий стаж: 10 лет
Педагогический стаж: 7 лет
Материалы:
Доклад из опыта работы «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» РМО узких специалистов: «Инновационные подходы в работе специалиста ДОУ, как основа качества образовательного процесса» от 20.11.2020 года.
Семинар 25.01.2019 года тема "Социальное партнерство доу и семьи"
Выступление на РМО узких специалистов: Видеодоклад "Современные образовательные технологии в ДОУ", 2018 год.
Выступление на РМО музыкальных руководителей и узких специалистов: "Взаимодействие узких специалистов и музыкальных руководителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоциональной сферы через различные виды деятельности", 2017 год.
Анотация к рабочей программе социального педагога.
Перспективное планирование на 2022/2023 учебный год.
Сетка занятий социально-коммуникативного развития детей социального педагога
на 2022-2023 учебный год.